Арам Хачатурян Արամ Խաչատրյան | |||||||||||||||||||||||
Основная информация | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения |
24 мая (6 июня) 1903(1903-06-06) | ||||||||||||||||||||||
Место рождения |
Тифлис, Российская империя | ||||||||||||||||||||||
Дата смерти |
1 мая 1978(1978-05-01) (74 года) | ||||||||||||||||||||||
Место смерти |
Москва, РСФСР, СССР | ||||||||||||||||||||||
Страна |
Российская империя СССР | ||||||||||||||||||||||
Профессии |
композитор, кинокомпозитор, дирижёр, педагог, | ||||||||||||||||||||||
Жанры |
Классика | ||||||||||||||||||||||
Награды |
| ||||||||||||||||||||||
Биография
Был четвёртым сыном в армянской семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. В детстве не проявлял особого интереса к музыке и начал ей обучаться только в 19 лет.
В 1921 вместе с группой армянской молодёжи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, затем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета. Спустя год 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где Михаил Гнесин обратил внимание на одарённого Хачатуряна и помог ему. Занимался он сперва на виолончели, затем перешёл в класс композиции.
В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён Бетховеном и Рахманиновым. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.
«Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец", был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер — виртуоз», — сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне.
В 1929 году Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 и поступил в аспирантуру. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян написал 1-ю симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936) и для скрипки (1940).
Во время Второй мировой войны работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.
В 1939 году Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена»… Завершилось все созданием балета «Гаянэ», но было это уже в годы Великой Отечественной войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице „Центральная". Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры „Гаянэ" я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что „Гаянэ" — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…» Премьера балета состоялась зимой (3 декабря 1942). В 1943 году за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени, одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную славу. Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954, а в декабре 1956 состоялась премьера. С того времени этот балет стал часто исполняться на лучших сценах мира.
Одновременно Хачатурян работал в театре и кино: «Маскарад», «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» — фильмы, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950 Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах.
С 1950 года преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 — профессор). В числе его учеников были такие видные композиторы, как Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев и Кирилл Волков.
С 1957 года А. И. Хачатурян занимал пост секретаря Союза композиторов СССР.
Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.
Награды и премии
Герой Социалистического Труда (1973)
3 ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
Орден Октябрьской Революции (1971)
2 ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За оборону Москвы»
«За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Народный артист СССР (1954)
Народный артист РСФСР (1947)
Народный артист Армянской ССР (1955)
Народный артист Грузинской ССР (1963)
Народный артист Азербайджанской ССР (1973)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938)
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967)
Ленинская премия (1959) — за балет «Спартак»
Государственная премия СССР (1971) — за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
Сталинская премия второй степени (1941) — за Концерт для скрипки с оркестром
Сталинская премия первой степени (1943) — за балет «Гаянэ»
Сталинская премия первой степени (1946) — за Вторую симфонию
Сталинская премия первой степени (1950) — за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская республика) — за выдающуюся музыкальную деятельность
Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
Заслуженный деятель искусств Польской Народной республики — за заслуги перед польской культурой
Доктор искусствоведения (1965)
Государственной премии Армянской ССР (1965).
Память
Имя композитора носят: улица на севере Москвы, улица в Симферополе и улица в Астане.
31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. В церемонии открытия участвовали президент Армении Роберт Кочарян, мэр Москвы Юрий Лужков и супруга российского президента Людмила Путина.
В столице Республики Армения Ереване на улице маршала Баграмяна открыт Музей А. И. Хачатуряна (с концертным залом).
Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них — «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Калигула» Т. Брасса, «Подручный Хадсакера» братьев Коэн, «Покаяние» Т. Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие» Дж. Кэмэрона[6].
Именем А. И. Хачатуряна назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO)
В честь А. И. Хачатуряна были выпущены почтовые марки.
Основные сочинения
Балеты
«Счастье» (1939)
«Гаянэ» (1941, вторая редакция 1952)
«Спартак» (1956, вторая редакция — 1958, третья — 1962, четвёртая — 1968)
Оркестровые сочинения
Три симфонии (1934, 1944, 1947)
Танцевальная сюита (1933)
«Русская фантазия» (1944)
«Ода памяти Ленина» (1948)
«Торжественная поэма» (1950)
«Приветственная увертюра» (1958)
Сюиты из музыки к балетам, театральным постановкам, кинофильмам
Концерты
Концерт для фортепиано с оркестром (1936)
Концерт для скрипки с оркестром (1940)
Концерт для виолончели с оркестром (1946)
Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961)
Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963)
Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)
Камерные ансамбли
Струнный квартет (1931)
Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932)
Сочинения для скрипки
Танец № 1 (1926)
Аллегретто (1929)
Песня-поэма (в честь ашугов) (1929)
Соната (1932)
Сочинения для виолончели
Песня странствующего ашуга (1925)
Элегия (1925)
Пьеса (1926)
Сон (1927)
Соната для виолончели соло (1974)
Сочинения для фортепиано
Вальс-каприс (1926)
Танец (1926)
Поэма (1927)
Семь фуг(позже вошли в сб. «Речитативы и фуги») (1928-29)
Токката (1932)
Три пьесы для двух фортепиано (сюита) (1944-45)
Детский альбом (первая тетрадь) (1947)
Сонатина в трех частях (1959)
Соната в трех частых (посвящена Н. Я. Мясковскому) (1961; существует в двух редакциях)
Детский альбом (вторая тетрадь) (1965)
Семь речитативов и фуг (1928-70)
Музыка к театральным постановкам, кинофильмам, песни и другие сочинения
1957 — Поединок